Префигуративная культура - суть проблемы отношений детей и родителей?
Человек испытывают хроническое чувство трудно вербализируемого психологического дискомфорта, что может быть также связано и с ранним отделением от матери. Ребенок при этом вынужден формировать в собственной психике внутренние объекты, функцией которых становится замена неудовлетворительных отношений с реальными внешними объектами — а это зачастую лежит в корне проблем отношений детей и родителей.
Ведь чтобы стало возможным отделиться от матери или лица ее заменяющего на анальной фазе развития, на оральной фазе ребенок должен испытать очень большую зависимость. Результаты опроса 250 детей проведенной компаний Ipsos MORI для ЮНИСЕФ Великобритании показало, что дети находятся в ловушке материализма общества потребления и не имеют достаточно времени для общения со своими семьями. Родители, чтобы восполнить нехватку контактов с детьми, пытаются компенсировать этот дефицит за счет дорогостоящих покупок детям всевозможных электронных гаджетов, фирменной одежды – товаров, которые они зачастую с трудом могут себе позволить. Эти покупки обычно совершаются в кредит, родители влезают в долги и, соответственно, вынуждены работать еще больше и соответственно еще меньше проводить время с детьми. Что еще больше обостряет проблему отношений детей и родителей. При этом современная семья – ядерная семья, и родители, вовлеченные в «соревнование», рано покидают ребенка, перекладывая ответственность по уходу за ним и воспитательные функции на плечи наемных нянек. Важно, что из процесса передачи опыта оказывается выключено старшее поколение. Интересный факт из истории развития человечества: по мнению историков, прародителями современного человека стали неандертальцы, в то время как кроманьонцы вымерли, в том числе и потому, что длительность их жизни была выше, то есть в сообществе присутствовали 3 поколения, что давало возможность качественно передавать опыт новым поколениям.
Также стоит отметить, что роль отцовской фигуры в современном мире претерпела изменения. Традиционно отец является авторитетом, носителем и олицетворением Закона. Он табуирует, создает границы, говорит «Нет». Сегодня образ отца пассивен, обесценен, несостоятелен, всецело подавленного матерью, а часто вообще отсутствует. Согласно Кэрролу современное общество олицетворяет снижение отцовского авторитета в пользу семьи с доминирующей матерью, что приводит к расщеплению образа матери на: абсолютно хороший объект, предоставляющий орально-нарциссическое ублажение, и абсолютно плохой объект и связанные с ним матереубийственные импульсы, которые смещаются на отца. Кэррол пишет: «…сдвиг семьи в сторону материнского доминирования вызвал изменение ситуации, достаточное чтобы сломить столпы авторитета, которые поддерживали сублимацию цивилизованной вины. Этот сдвиг был прямым следствием развития событий в Англии восемнадцатого века, когда наблюдалось усиление поблажек со стороны матери и смягчение суровости патриархального отца, но он развился в совершенно иную психологическую реальность, в которой матери преследуют любовью, а мягкость отцов превращается в безразличие и отчужденность. Привычные формы цивилизованной культуры вышли из моды, и зародились чаяния, сформировавшиеся под влиянием вездесущего материнского присутствия…». Можно предположить, что в современном обществе передача отцовского идеала Я прервана или искажена, что порождает еще один аспект проблемы отношений детей и родителей. Маргарет Мид описывает современную культуру как «Префигуративную», где взрослые учатся у своих детей. Такая культура возникла с середины XX столетия и объединена электронной коммуникативной сетью (поколение Фейсбука, Живого Журнала, Ютуба и т.д.). Она определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Префигуративная культура ориентирована на будущее и ускоренное движение.