«Ничего не приносит радость», «не понимаю для чего жить», «все, к чему так долго стремился, оказалось не нужным», «ничего не хочу, зачем тогда что-то делать?»…. В кабинете психоаналитика такие слова звучат очень часто. Они сопровождаются жалобами на бессонницу, подавленное состояние, апатию, лень, ощущение безысходности и одиночества. Успешные внешне люди, часто добившиеся профессиональных или финансовых высот, окруженные родными и друзьями в какой-то момент вдруг обнаруживают себя в некоем вакууме, когда «жизнь проходит мимо», «впустую». Это тревожит, пугает, сбивает с толку, бросает от религии к тренингам личностного роста и обратно в «поисках себя», своего «предназначения», очередного «смысла». Иногда такие состояния возникают после реальной утраты, потери или какого-то травмирующего события, но часто для человека причины происходящего не очевидны. Ведь утрата, потеря может быть не только внешней, но и внутренней: и в одном, и в другом случае она связана с утратой значимых объектов как части себя. Способность переживать это обусловлена нашим ранним детским опытом. Неудовлетворенность собой или неудовлетворенность окружающими обычно не связана с реальными событиями жизни, человек обесценивает что-то очень значимое для себя бессознательно, отвергает это, но не готов потерять.
В кабинете психоаналитика, реконструируя свою историю жизни, прикасаясь к своим истинным желаниям и уникальным способам получить удовольствие, человек создает пространство для того, чтобы решить для себя вопрос о «бессмысленности» жизни. О том, что смысл жизни в том, чтобы жить, жить своим, уникальным, к тому же совсем не линейным способом. Ведь невозможно точно получить ответ о значении незаконченного процесса, в котором взаимодействует много различных влечений психики, имеющих свои собственные смыслы и цели, иногда прямо противоположные друг другу. Более того, совершенно естественно, что эти смыслы и цели меняются с течением жизни. Заполняя пустоту своего бытия, человек, конечно, постоянно стремится к смыслам своих действий и создает о себе некий миф, в который верит. И этот миф приносит ему удовольствия и страдания, способы взаимодействия с окружающими людьми, возможности и ограничения. В процессе психоанализа человек получает возможность расширить границы этого мифа, смягчить ограничения и снизить интенсивность страданий.
Из практики:
На первый прием к психоаналитику Нина пришла в преддверии своего 35-летия. Уже около полугода она ощущала абсолютную апатию на работе, дома же могла часами смотреть телевизор, не особенно вникая в происходящее на экране. Мысли ее составляли клубок из чувства вины за неэффективность на своем рабочем месте, тревоги по поводу того, что годы идут, а поиски реализации собственного «предназначения» в жизни так и не увенчались удовлетворяющей находкой, стыда за «серость и будничность» жизни, обещавшей когда-то в юности взлеты и признание. Она металась между решением кардинально сменить профессию, родить ребенка или совершить что-то действительно героическое и значимое для общества. Но метания эти создавали какой-то психологический «паралич», ведь «когда не знаешь куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Нина искала ответы на вопросы о смысле жизни и собственном предназначении в эзотерической литературе, периодически, когда состояние становилось особенно невыносимым, посещала очередной тренинг личностного роста. Однако, тренинговые «инсайды» оказывались краткосрочными, а эзотерическая теория разбивалась о быт. Нина чувствовала себя абсолютно несчастной. Она оценивала свою жизнь как несостоятельную, ведь любые профессиональные достижения и «бытовые» семейные радости были бесконечно далеки от «образа» талантливого человека, исполняющего свое предназначение, и тем самым несущего миру свой вклад в «развитие цивилизации». Аналитическая практика длиною в три с половиной года стала для Нины «дорогой к себе». Анализ семейной истории, в которой ожидания родителей от своего единственного ребенка были существенно завышенными, прикосновение к своим «бессознательным желаниям» и психологическим конструкциям и защитам, сформированным в детстве, дали возможность женщине разрешить себе испытывать радость и удовлетворение от «обычных» житейских будней. Принять ту жизнь, которую она живет с ее взлетами и падениями, успехами и неурядицами. Чувствовать себя «на своем месте» на работе и в семье.