Приветствую Вас, Гость


Проблемы половой самоидентификации: с чем сталкивается практикующий психоаналитик, который привлекается как психолог консультант

 

Изначальное отсутствие половой самоидентификации человека толкает его на реализацию самых бредовых идей от безобидных диет до операций по смене пола. И в этом случае практикующий психоаналитик или психолог консультант может указать на несколько причин отсутствия самоидентификации человека как мужчины или женщины.

В повседневной жизни таким, не определившимся индивидам, постмодернистская индустрия потребления готовит  коллекции одежды унисекс, наиболее продвинутые компании уже производят прокладки для мужчин. Уже нет практически парикмахерских с отдельными залами для мужчин и женщин, всё большее количество мужчин пользуются ранее исконно женскими услугами маникюр и педикюр. В косметических салонах, бывших в модернистском обществе женской вотчиной, появляются перечни процедур для мужчин. Практикующий психоаналитик, который привлекается людьми для решения проблем как психолог консультант, может отметить, что отсутствие половой принадлежности рождает иллюзию бессмертия, иллюзию сродни виртуальной игровой реальности, где у каждого персонажа есть в запасе несколько жизней.
Ведь цена за обретение пола - жизнь, утрата бессмертия.
«Сексуальность утверждается в поле субъекта посредством нехватки. Две нехватки покрывают одна другую. Одна берёт своё начало в главном изъяне, на котором вся диалектика прихода субъекта к своему бытию в отношениях с другим, собственно и построена, - изъяне, который заключается в том, что субъект зависит от означающего, а означающее существует первоначально, в поле Другого. Нехватка эта вторит другой нехватке, нехватке реальной, предшествующей – нехватке, связанной с приходом существа к жизни, с половым воспроизведением. Реальная нехватка – это то, что живое существо, воспроизводя себя половым путём, от жизни теряет. Реальна же она по тому, что имеет отношение к факту вполне реальному -  к тому, что живое существо, будучи субъектом пола, обречено, в качестве индивида на смерть».
Невозможность признать свою нехватку заставляет отказаться от взрослой половой идентификации, сохраняя детскую инфантильность.
И практикующий психоаналитик, равно как и психолог консультант, отмечает: появляется в повседневных отношениях взрослых людей означающие мальчики и девочки, появляется и прочно удерживается не только в бытовых, но и в бизнес коммуникациях, например при обращении директора компании к руководителям отделов. Ещё один пример из жизни коммерческой организации, в отделе, где работают только женщины, делается объявление о предстоящем корпоративном мероприятии, форма объявления неформальная: «Милые дамы … » . Реакция слушающих дам: «Хорошо, что хоть женщинами не обозвали».
В начале 2000-х психотерапевт Елена Петрова так описывала стратегии зарождающегося инфантильного общества, которое сегодня разрослось и укрепилось в своих практиках:
«Несложно перечислить несколько стереотипов, которые можно ожидать от инфантильной (массовой) культуры, которые будут наиболее актуальны в социальном поведении.
1. избавляться от боли. "Чувствовать себя хорошо" детский принцип, "Если мне телесно комфортно - значит, все в порядке" (сравним - взрослый может терпеть дискомфорт ради дальней цели, у взрослого есть более сложные критерии оценки качества и полезности ситуации)
2. надо иметь то, что принято (вещи, навыки, образ жизни, личные свойства). Если у меня нет нужных навыков, я «плохой» (Взрослый сам оценивает что и когда ему нужно) вариант - нужных атрибутов. Например, у каждого мальчика должен быть красивый ножичек.
3. хочется расти (рефлекс увеличения). Больше денег, больше машина, больше квартира, больше возможностей, связей, телесности, здоровья...
4. хочется переживаний. Чувств, ощущений, переживаний, вкуса, опыта позитивного или экстремального.
5. хочется дополнительных миров, «тайных» от взрослых миров и пространств в которых и за которые не надо конкурировать».  
Имеется определенная свобода заниматься только собой, осуществлять работу по поводу себя, трудится над своим телом. Тело не приспособлено к режиму и дисциплине, телу постоянно обеспечивается комфорт.  Работа принимает развлекающий и игровой характер.  Представители постмодерна не чувствуют социальной иерархии, как в пространстве интернета, так и во взаимоотношениях с начальством.  Начальник должен соблазнить, увлечь  работой и учебой, но не давать указания. Любое принуждение воспринимается как форма насилия, а наш герой как жертва. Чтобы разобраться в себе, ему требуется психолог консультант или психоаналитик, роль которого он видит в том, чтобы избавиться от ощущения себя жертвой — и, желательно, без выхода из зоны комфорта.

Он не терпит принуждения, но также и не реализуют свою волю во вне – у него нет сил и навыков брать ответственность, нет сил конкурировать - представители постмодерна работают на фронте своего тела. Насилие и конкуренция переместились внутрь психики, и часто представляют собой внутриличностный конфликт. Решение вопросов на уровне: послать СМС сейчас или позже; ограничить себя в еде на полдня или на целый день.  Инстанция власти (ригидные формы реагирования, как вариант психологической установки)  перешла на уровень личности и угнетает ее, не давая действовать в направлении социума, останавливая инициативу. Все силы идут на борьбу с собой и на ближайшее к телу окружение.  Сил хватает на спонтанное реагирование по поводу ситуаций и комментирование в сети, на действия, совершаемые кликом мыши.
Зачастую такая инфантильная позиция поддерживается официальными социальными институтами. При подаче заявления в ЗАГС, молодожёнам предлагают пройти бесплатную психологическую консультацию, направленную на укрепление будущей семьи. Психолог наставляет будущих супругов: «Жена всегда должна помнить, что первый ребёнок в семье это муж».
Тенденции в постмодернистском обществе направлены на нивелирование половых различий, стирание границ между мужским и женским. Конфликт не равенства политических и социальных прав, устранённый в большинстве цивилизованных стран, не устранил разницу между мужчиной и женщиной. Любой опытный психоаналитик или хороший психолог консультант скажет: приравнивая политические права невозможно сравнять физиологическую и психологическую разницу полов. Женщины приобрели равные политические и социальные права, но, что-то приобретая, мы всегда за это платим, чем заплатили современные женщины за свою самостоятельность? Если при модерне женщина принимала решение родить ребёнка для себя, то ей необходим был для этого мужчина, то в постмодернистском мире, уже есть услуга банка спермы и искусственное оплодотворение, за материнство можно просто заплатить. Зачем современной самостоятельной женщине мужчина? Она само и стоятельная. Так чего же ищут постмодернистские женщины, взывая ко всему миру: Куда подевались настоящие мужчины? Может попробовать начать с вопроса кто такой настоящий мужчина и главное, чем он отличается от самостоятельной современной женщины? И мужчины находящиеся в состоянии недоумения, говоря словами героя одного современного телесериала: «Она такая самостоятельная, что я даже не знаю, что я могу ей дать».
«Именно его, представительства Другого, между противоположными мирами, которые фигурируют в половой жизни в качестве мужского и женского, как раз и не хватает».
Если субъектом пройден эдипов комплекс и обретена половая идентификация вопрос мужского и женского решается не на воображаемом, а на символическом уровне, «…идеал мужской и идеал женский предстают в психике не в виде противоположности активности и пассивности, …, а в виде чего-то совершенно иного. То из чего оба эти идеала исходят, лучше всего охарактеризовать термином, …, - термином маскарад. … У человека маскарад имеет другой смысл, и прежде всего потому, что разыгрывается он уже не на воображаемом уровне, а на уровне символическом»

В представлении о взаимодополнении мужчины и женщины как двух половинок одного целого психоаналитик видит другой смысл: «Одержимый идеей взаимодополнения полов, миф Аристофана сплетает их в патетический и обманчивый образ, утверждая, что живое существо ищет в любви своего другого, свою половину противоположного пола. На место этой мифической, рисующей тайну любви, картины психоанализ ставит поиски субъектом не сексуального дополнения своего, а безвозвратно утраченной им частицы себя самого – частицы, возникновением своим обязанной тому факту, что существо, став всего-навсего носителем пола, утрачивает бессмертие».
« …наставником в том, что человеку в качестве мужчины или женщины следует делать, оказывается для него – как психоаналитический опыт с самого начала и показал - не чем иным, как драмой, тем разыгранным в поле Другого сценарием, который представляет собственно, эдипов комплекс. Как раз это и подчеркнул я в последний раз, указав на то, что учится мужскому и женскому своему делу человеку приходится, по крохам собирая сведения, у Другого.»

 







Copyright MyCorp © 2024