Симптомы нашего времени: неврозы и проблема отношения к жизни
Фрейд рассматривает культуру как продукт влечений, которые вытесняются или сублимируются, и, в результате, субъект формирует те или иные защиты. Можно предположить, что чем полнее вытеснение этих влечений, тем выше культурное развитие. Так как способность к сублимации ограничена, и интенсивное вытеснение примитивных влечений без сублимации может вести к неврозу, развитие цивилизации неизбежно должно вызывать усиление неврозов. Неврозы являются той ценой, которую приходится платить современному человечеству за культурное развитие. Невроз — это своего рода последствие проблемы отношения к жизни, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои желания, но считает, что для этой реализации в современном мире есть всё. Каковы же «неврозы нашего времени» и их симптомы?
«Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и, нередко, «отталкивать» в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми». Вовлеченность в «соревнование» - один из господствующих факторов в социальных отношениях сегодня. Мужчины соперничают с мужчинами, женщины с женщинами. За популярность, известность, компетентность, привлекательность и любое другое социально значимое качество. Соперничество пронизывает помимо социальной и семейную жизнь. Жесткие требования к ребенку со стороны родителей, основанные на сравнении с другими детьми, практически с младенчества формируют такие проблемы отношения к жизни, как потенциальное враждебное напряжение в отношениях, что приводит в результате к постоянному порождению страха – страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность.
Страх неудачи вполне реален, он превращается в настоящую проблему отношения к жизни: в общем, шансы потерпеть неудачу гораздо выше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. Они означают не только экономическую небезопасность, но также потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи. Значимость человека напрямую связывается с его успешностью. Человек чувствует себя эмоционально изолированным, что вызывает ярко выраженную потребность в любви и привязанности, как своего рода лекарстве. Роль любви переоценивается в нашей культуре. Она становится призрачной мечтой – подобно успеху, - несущей с собой иллюзию того, что является решение всех проблем. Любовь, конечно, сама по себе не иллюзия, но в нашей культуре она становится ширмой для удовлетворения желаний, не имеющих с ней ничего общего, она превращается в иллюзию, поскольку мы ждем от нее совсем другого, нежели она в состоянии дать. Это отсылает нас к стремлениям навязчивого невротика в процессе «соревнования» не дать исполниться желанию Другого, чтобы не подойти к своему собственному. Ведь чем ближе навязчивый невротик к своему желанию, тем более он «мертв», не имея возможности сделать выбор. Фиксация на процессе «соревнования» позволяет ему защитить себя от выбора, уводит от собственного желания, позволяет избежать «утраты». И призрачную мечту о любви можно расценить как похожую фиксацию на процессе, которая позволяет избежать возможности признать собственную вытесненную на ранних этапах ненависть.
Противоречивые тенденции, которые можно найти в любом неврозе, в современном обществе получили следующее отражение:
- С одной стороны человек стремится к успеху через соперничество, что подразумевает достаточную агрессивность и способность «работать локтями». С другой стороны, для многих это выливается в следующую проблему отношения к жизни: в нас все еще живет «христианские идеалы», утверждающие, что эгоистично хотеть что-то для себя и необходимо подставлять другую щеку.
- Современное общество максимально стимулирует наши потребности рекламой и идеалами общества потребления. При этом реальное осуществление этих потребностей для большинства людей жестко ограничено их финансовыми возможностями
- Утверждается свобода человека с ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы. Однако, в попытках достичь эту самую безграничную власть, человек неминуемо сталкивается с ощущение полнейшей беспомощности.
Эти противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой те конфликты и проблемы отношения к жизни, которые современный невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать, чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить, стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности.