«Тревога – мать спектакля в нашем психическом театре», - написала в одной из своих книг психоаналитик Джойс МакДугалл. И я бы хотела сегодня затронуть тему ТРЕВОГИ в жизни человека, поскольку с того самого времени, когда я начала учиться в Сибирском институте психоанализа, проходить личный анализ, а затем и практиковать, эта фраза наполняется для меня все большим количеством смыслов и находит подтверждение как в собственных сценариях поведения, так и в рассказах о своей жизни среди мои друзей, знакомых и, конечно, анализантов.
Склонности к переживаниям в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые реально к этому не располагают, состояние безотчетного страха, неопределенное ощущение угрозы, настороженность и подавленное настроение, затрудненность контактов с окружающим миром, заниженная самооценка и пессимистическое отношение к жизни, фобии, панические атаки, психосоматические заболевания… «Вопрос о симптомах, которые мы выбираем, чтобы справиться с тревогой, вечно остается открытым», - написала там же МакДугалл.
Поскольку невротические симптомы рассматриваются как избегание неприятных переживаний, связанных с тревогой, на мой взгляд это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа. Жак Лакан точкой рождения тревоги называл "разрез", который происходит на теле – общем теле матери и ребенка в момент его рождения. Таким образом, тревога - это всегда реакция не на внешнюю угрозу, а на внутреннюю. При этом угрозу, которую никак нельзя назвать, ведь в это время ребенок реагирует на происходящее не словами, а ощущениями в теле. Более того, ребенок и после рождения какое-то время продолжает воспринимать тело матери как свое собственное. И только спустя время он испытывает утерю своего первого объекта – груди (на оральной фазе развития). Материнской груди как части своего тела. И в этот момент тревога выходит на новый этап функционирования, обретает то сигнальное значение, которое теперь будет занимать место между утерянным объектом и возникшим желанием как-то заполнить образовавшийся "вырез". В жизни ребенка будут и другие «вырезы», теперь уже на анальной и фаллической фазах. Но структуру тревоги сформирует объект той фазы, на которой произойдет фиксация.
При невротической структуре личности (а о тревоге мы можем говорить исключительно в этом ключе) субъект обязательно что-то утрачивает. Оговорюсь, что невротическая структура личности - это структура личности "условно" здорового человека, как мы с вами.
Жак Лакан в 10 томе привел формулу ТРЕВОГИ, в его интерпретации Тревога – это отношение субъекта с утраченным объектом. Будет ли субъект стремиться сам стать этим объектом для Другого - то есть снова стать полным и наслаждается (в страдании), либо соглашается с утратой, и у него возникает желание чем-нибудь восполнить нехватку. И тогда в Другом он будет искать утерянный объект или заполнять пустоту работой, вещами или чем-то другим.
Любое приближение субъекта к утерянному объекту вызывает тревогу. И субъект в этот момент либо идет дальше – в сторону своего желания, но сознание вытесняет желание, которое всегда воспринимается как: парадоксальное, эксцентричное, неустойчивое, девиантное и скандальное, так что субъекту на этом пути приходится прямо скажем нелегко, ведь желание представляет для сознания угрозу! Истинное желание всегда оказывается неисполненным, оно заменяется суррогатами и пустышками. Либо субъект регрессирует на этап, когда он был полным и сам становится объектом для Другого, что тоже не сулит ему счастья и благоденствия. Конечно, выбор этот субъектом не осознается, но иногда он может ощущать тревогу, от которой стремится уйти с помощью каких-то повторяющихся действий или телесных симптомов. Стоит отметить, что тревога может напрямую преобразовываться в телесный симптом без осознавания ее как чувства.
Еще Зигмунд Фрейд обнаружил, что такие симптомы, как нарушение сердечной деятельности, дыхания, приступы потливости, головокружения, сужение сосудов могут как сопровождать приступы тревоги, так и полностью заменять их. Телесная симптоматика появляется здесь как результат отклонения соматического возбуждения от психики, куда доступ запрещен.
Так же многие практикующие психоаналитики отмечают, что у анализантов чувство вины возникает при отказе от желания, а чувство долга – при частичной реализации желания.
Лакан тесно связывает тревогу, возможность утраты и оргазм. Он даже говорит о том, что оргазм можно воспринимать как один из видов тревоги. Он - предвестник утраты (после состояния оргазма наступает состояние детумесценции). Именно поэтому, как говорит Лакан, испытать оргазм дано далеко не каждому. Если субъект не способен утратить – он не способен испытать оргазм. Так что в работе с такими симптомами как половое бессилие или фригидность – аналитик работает с тревогой и возможностью утраты объекта.
Современное общество потребления предлагает изобилие объектов, которые буквально переполняют субъекта, чтобы тот мог уйти от чувства тревоги (вещи, идеи об идеальной матери или жене и т.д.). И за этот уход от тревоги человек готов платить деньги. Но часто оказывается, что за такое переполнение приходится платить гораздо дороже - серьезными психосоматическими заболеваниями.
Желание подразумевает возможность утраты. И чтобы от тревоги продвинуться в сторону желания необходимо что-то утратить. Анализ дает свой взгляд на мир. Обнажается истина, что желание – это обман, иллюзия. Утерянный объект уже ничто не заменит, а Другой не всемогущ и больше не может ответить на наши вопросы. И единственное, что может удовлетворить субъекта – эта нехватка, пустота, которая ничем не может быть заполнена.
Инна Щербина, психоаналитик в Челябинске
|