Жан Лакан. Лекции. III О субъекте уверенности
Ни бытие, ни небытие. Конечность желания. Уклончивость.
Бессознательное имеет этический статус.
В теории все предстоит делать заново.
Фрейд-картезианец. Желание истерического субъекта.
Чтобы ввести понятие бессознательного, я воспользовался на прошлой неделе структурой зияния. Это дало Жаку-Алану Миллеру, одному из моих слушателей, повод тщательно проследить в предыдущих моих работах все то, в чем он структурирующую функцию нехватки сумел увидеть и, более того, смело перекинуть от этой функции мостик к тому, что я, говоря о функции желания, мог именовать нехваткой бытия.
Создав этот свод, наверняка небесполезный по меньшей мере для тех, кто о моих воззрениях какое-то представление уже имеет, он задал мне ряд вопросов относительно моей онтологии.
Ответить ему в рамках времени, отведенного для дискуссии расписанием, не представлялось возможным. В связи с этим я был бы рад, если б он уточнил прежде, что именно он под термином онтология подразумевает. Не стоит, однако, думать, будто я считаю этот вопрос неуместным. Скажу больше - вопрос этот попал, в каком-то смысле, в самую точку, ибо зияние, которым я воспользовался в прошлый раз, чтобы к функции бессознательного, по сути своей с этим зиянием связанной, подойти, имеет к онтологической функции самое непосредственное отношение.
1
Зияние бессознательного можно было бы назвать до-онтологическим. Я уже настаивал ранее на том забытом - причем забвение это весьма знаменательно - факте, что начиная с первого появления своего бессознательное ни малейшего повода к построению онтологии не дает. И самому Фрейду, и другим первооткрывателям и первопроходцам психоанализа, да и любому, кто умел настроить свое зрение в анализе на бессознательное как таковое, всегда было ясно, что бессознательное - это ни бытие, ни небытие, что бессознательное - это несбывшееся.
Я уже говорил в связи с этим о лимбе, обиталище нерожденных душ. С равным успехом я мог бы вспомнить о тех, кого гностики называли промежуточными существами - о сильфах, гномах и других более развитых формах этого двусмысленного мира посредников. Не случайно Фрейду, когда он впервые собирался этот мир потревожить, пришла на память полная тяжелых предчувствий строка - строка, несущая с собой угрозу, о которой теперь, шестьдесят лет спустя, похоже, напрочь забыли: Flectere si nequeo superos Acheronta movebo. То, что некогда представлялось вратами ада, теперь, после асептической обработки, успело стать вполне безобидным - факт более чем знаменательный.
Не менее, однако, знаменательно то, что никто, за самыми редкими исключениями, так и не попытался увязать глаголемый вход в преисподнюю с расцветшими было в эпоху Фрейда классический психоанализ - популярными и сейчас, хотя и не в такой степени - метапсихическими учениями и всевозможными спиритическими, некромантическими и другими магическими, в духе, например, готической психологии Майерса, практиками, устремившимися в проложенное телепатией русло.
Фрейд, разумеется, касается этих фактов - касается в той мере, в которой на опыте своем с ними сталкивается. Но теоретическое их осмысление сводится у него к элегантной и рационалистической их редукции. Причудливым исключением можно считать интерес, проявляемый в психоаналитических кругах к так называемым феноменам пси (ψ) - само название послужило в данном случае средством стерилизации. Я имею в виду, к примеру, исследования Сервадио.
Наш опыт ведет, разумеется, в совсем другую сторону. Исследуя бессознательное мы, скорее, высушиваем его, создавая в результате нечто вроде гербария - гербария, где все образцы подобраны в соответствии с продуманным каталогом и классифицированы максимально естественным, как нам хотелось бы верить, образом. В отличие от традиционной психологии, охотно рассуждающей о бесконечности и неуправляемости человеческого желания и даже усматривающей в этих качествах отпечаток божественного его происхождения, аналитический опыт говорит, скорее, об ограниченности его функции. Желание, как и все человеческое, имеет свои пределы. (читать дальше)
Метки: Фрейд, Лакан, классический психоанализ