Полное руководство по ранним неадаптивным схемам [полный список]

В схематической терапии существует 18 ранних дезадаптивных схем (ЭМС), которые делятся на пять доменов:

  1. Отключение и отклонение
  2. Нарушение самостоятельности и производительности
  3. Нарушенные пределы
  4. Другая направленность
  5. Чрезмерная бдительность и торможение

Если вы новичок в области схема-терапии , мы советуем вам быстро ознакомиться с темой, прежде чем углубляться в специфику каждой ранней дезадаптивной схемы.

Прочитав эту статью, вы сможете ответить на следующие вопросы:

  • Что такое ранние неадаптивные схемы?
  • Как разработать конкретную схему?
  • Каковы наши 5 основных эмоциональных потребностей?
  • Каковы 4 типа опыта, которые могут способствовать формированию схем в детстве?
  • Как каждая схема развивается в детстве?
  • Каковы закономерности и модели поведения взрослых в каждой схеме?
  • Каковы три типа эмоциональной депривации?
  • Какие схемы легче/труднее исцелить с помощью терапии?
  • Какие схемы обычно встречаются вместе?

Что такое ранняя неадаптивная схема?

Схемы (в целом) включают в себя наши убеждения о себе, окружающем мире и мире других.

Эти убеждения действуют на заднем плане нашего сознания. Однако они оказывают большое влияние на наше самоощущение, наши ожидания от жизни и качество наших отношений.

Схемы можно рассматривать как структуры, через призму которых мы организуем и осмысливаем наш жизненный опыт.

Схемы не всегда негативны или неадаптивны. Тем не менее, доктор Джеффри Янг делает акцент в своей модели на ранних неадаптивных схемах. С этого момента мы будем использовать слова схема и ранние неадаптивные схемы взаимозаменяемо.

Начнем с оригинального определения из книги «Схема-терапия: руководство для практиков». Согласно Янгу, Клоско и Вейшаару (2003):

Ранняя неадаптивная схема — это:
  • «широкая, всеобъемлющая тема или модель
  • состоит из воспоминаний, эмоций, познаний и телесных ощущений
  • относительно себя и своих отношений с другими
  • развился в детстве или подростковом возрасте
  • вырабатывается на протяжении всей жизни и
  • в значительной степени дисфункциональны».

Важно отметить, что, по мнению Янга, схемы не включают в себя конкретные поведения. Это потому, что поведение рассматривается как ответ на схемы, а не как часть схем.

Как в детстве развиваются неадаптивные схемы?

Может показаться, что неадаптивные убеждения возникают из-за травматического опыта.

Действительно, это часто так. Тем не менее, это не всегда так. Считается, что схемы формируются, когда одна (или несколько) из наших основных человеческих потребностей не удовлетворяются. Янг различает пять основных эмоциональных потребностей.

Пять основных эмоциональных потребностей:
  1. Надежная привязанность к другим (включает безопасность, стабильность, заботу и принятие)
  2. Автономия, компетентность и чувство идентичности
  3. Свобода выражать обоснованные потребности и эмоции
  4. Спонтанность и игра
  5. Реалистичные ограничения и самоконтроль

Например, когда ребенок растет, он во многом зависит от своих опекунов, чтобы удовлетворить эти эмоциональные потребности. Таким образом, токсичные отношения с опекунами могут оказывать сильное влияние на то, как дети развиваются как личности.

Однако важно отметить, что схемы формируются в результате повторяющихся токсичных переживаний в детстве или подростковом возрасте.

Итак, если родители не удовлетворяют потребности своего ребенка в определенной ситуации, это не показатель того, что у ребенка будут формироваться определенные неадаптивные схемы. Кроме того, темперамент ребенка также играет важную роль в его развитии.

С одной стороны, каждый ребенок воспринимает и реагирует на окружающую среду уникальным образом. С другой стороны, черты личности ребенка могут сделать его или ее более восприимчивым к провоцированию определенного поведения (других) в социальных контекстах.


Читайте также: Что такое отвергающе-избегающий стиль привязанности и что его вызывает?

Домен I: Отключение и отторжение

Отключение и отторжение — первая из пяти схемных областей вмодели схематической терапии доктора Джеффри Янга .

Эта область тесно связана с концепцией ненадежной привязанности, в основном потому, что люди, имеющие этот тип схемы, не способны формировать надежные связи с другими.

А именно, потребности в любви, поддержке, руководстве и принадлежности не были удовлетворены фигурами привязанности (воспитателями) в раннем детстве.

На протяжении всей жизни они продолжают верить, что эти потребности не будут удовлетворены другими.

Схемы в этой области связаны с травматическим детским опытом. Таким образом, люди, которые развивают эти схемы, обычно происходят из непредсказуемых, холодных, отвергающих, изолированных или оскорбительных семей.

Позже, став взрослыми, они склонны воссоздавать свои прошлые травматические переживания. В частности, в отношениях они обычно выбирают партнеров, которые напоминают их ранние детские отношения с родителями.

В первой области имеется пять неадаптивных схем.

1. Оставление

 

Первая схема определяется воспринимаемой непредсказуемостью и нестабильностью близких отношений.

Люди, у которых развилась схема отказа, проявляют хроническую тревогу по поводу потери своих близких . У них преувеличенные ожидания того, что их близкие в конечном итоге покинут их (например, ради кого-то лучшего или потому что они умрут).

Помимо страха быть покинутым, люди с этой схемой могут демонстрировать сильные негативные реакции — такие как гнев или депрессия — на реальную или мнимую потерю.

Чтобы предотвратить возможное отторжение, нестабильность и разрыв отношений, люди, придерживающиеся этой схемы, склонны вести себя в отношениях навязчиво, зависимо, ревниво и контролирующе.

Им может быть трудно переносить одиночество. В качестве альтернативы, другие с этой схемой могут попытаться избегать близких отношений в целом – чтобы избежать возможности быть ранеными окончанием этих отношений.

Несмотря на настойчивые попытки избежать расставания со своими близкими, люди со схемой покинутости часто предпочитают вступать в отношения с теми, кто не может обеспечить им безопасность, преданность и доступность.

Как это ни парадоксально, они боятся быть покинутыми, но выбирают партнеров, которые с большой вероятностью их бросят.

Схема покинутости обычно наблюдается у людей с пограничным расстройством личности и часто сочетается со схемой подчинения , схемой зависимости/некомпетентности или схемой дефективности (см. ниже).

2. Недоверие/Оскорбление

 

Эта схема характеризуется устойчивой верой в то, что с человеком будут плохо обращаться другие.

Человек со схемой недоверия склонен считать других ненадежными и поэтому ожидает от них худшего. Например, что другие будут лгать, пользоваться, обманывать, манипулировать и в более экстремальных случаях злоупотреблять ими.

Такие люди часто кажутся подозрительными или даже параноидальными. Они сверхбдительны к оскорблениям и считают, что другие причинят им боль, намеренно или ненамеренно – из-за эгоизма или беспечности.

По этой причине они склонны избегать близости вообще или оставаться дистанцированными в отношениях. Люди со схемой недоверия обычно не делятся своим внутренним миром с другими.

В соответствии с ранним опытом общения с семьей, в которой применялось насилие, эти люди часто продолжают цикл насилия во взрослых отношениях: они либо вступают в отношения с обидчиками (поведение жертвы), либо плохо обращаются со своими партнерами и оскорбляют их (поведение обидчика).

 

3. Эмоциональная депривация

Взрослые, которые в раннем возрасте развили схему эмоциональной депривации, склонны игнорировать свои эмоциональные потребности. Они также считают, что они не важны, или что у сильных и независимых людей таких потребностей нет.

Обычно у них проявляются психологические симптомы, такие как депрессия, грусть и одиночество, а также физические симптомы.

Однако они часто не осознают, что за этими симптомами скрывается какая-то проблема, или не могут понять, почему они так себя чувствуют.

Схема эмоциональной депривации развивается, когда потребности человека в любви, понимании и руководстве не удовлетворяются значимыми для него другими людьми.

Доктор Янг различает три типа эмоциональной депривации:
  1. Недостаток любви, привязанности и заботы: человеку не хватает заботы, физической близости и внимания.
  2. Отсутствие эмпатии: человек не чувствует, что его понимают и слушают другие.
  3. Отсутствие руководства и защиты: человек не чувствует, что ему кто-то может на кого-то положиться в плане поддержки.

Люди с этой схемой часто чувствуют себя одинокими или опустошенными. Они ожидают, что никто не сможет удовлетворить их эмоциональные потребности, а также что их не будут поддерживать или понимать в отношениях.

Им кажется естественным не удовлетворять эти потребности. Поэтому они часто ведут себя так, как будто у них нет таких эмоциональных потребностей.

Ключевое поведение людей с этой схемой — отвлечение внимания на сообщения о своих потребностях и эмоциях. Они избегают говорить о себе или ведут себя жестче, чем они есть на самом деле.

Как это ни парадоксально, они часто выбирают себе в партнеры отчужденных и отчужденных людей, обладающих другими характеристиками, воссоздающими обстановку раннего детства.

4. Неполноценность/Стыд

Схема дефектности коррелирует с восприятием того, что с самим собой что-то серьезно не так или что-то в нем дефектно.

Например, дефекты могут быть связаны с личностью, внешностью или социальным поведением.

Люди с такой схемой испытывают глубокий стыд из-за своих предполагаемых недостатков.

Более того, они обычно чувствуют себя недостойными любви и уважения и испытывают сильный страх, что их недостатки могут быть обнаружены.

Такие люди также застенчивы, у них отсутствует чувство собственного достоинства, они стыдятся того, кто они и каковы они.

Они чувствуют себя неуверенно и часто сравнивают себя с другими людьми.

Из-за постоянного чувства стыда и тревоги, связанных со своей неполноценностью, социальные и интимные отношения могут восприниматься как угроза.

Взрослые с такой схемой беспокоятся, что, когда они сблизятся с кем-то, их недостатки будут раскрыты, что приведет к сильному чувству стыда.

По этой причине такие люди могут избегать близких интимных отношений или социальных контактов в целом.

Люди, у которых сложилась такая схема, обычно страдают от отвержения и резкой критики, к которым они становятся чрезвычайно чувствительны.

Более того, они склонны позволять другим обесценивать их. Если у них есть близкие отношения , они часто выбирают партнеров, которые не уважают их и не относятся к ним хорошо.

Психологи считают, что схему дефектности очень трудно исцелить.

5. Социальная изоляция

Люди, у которых есть схема социальной изоляции, чувствуют, что они нигде не находятся. Они чувствуют себя другими.

Обычно это происходит, когда ребенок растет в социально изолированной семье или тем или иным образом отличается от основной массы — из-за

  • необыкновенный интеллект
  • необычный внешний вид
  • семейное происхождение (военный, этнические меньшинства, сироты и т. д.)
  • сексуальная ориентация
  • или другие факторы, такие как религия или финансовое положение

Несмотря на то, что некоторые люди, развившие эту схему, имеют близкие отношения, многие из них в конечном итоге остаются в одиночестве.

Люди с этой схемой чувствуют себя оторванными и отчужденными от остального мира. В результате они избегают социальных контактов и социальных ситуаций.

К сожалению, схему социальной изоляции трудно изменить.

Поскольку целью терапии является сосредоточение внимания на социальных связях пациента, это может потребовать от пациента пережить сильный дискомфорт.


Домен II: Нарушение автономности и производительности

Нарушение автономии и производительности — вторая из пяти схемных областей в модели схематической терапии доктора Джеффри Янга.

Неадаптивные схемы в этой области связаны с отсутствием чувства собственного «я» и самоорганизации. То есть люди, которые развивают этот тип схем, не сформировали стабильного восприятия того, кто они и каковы они как независимые личности.

Обычно это происходит, когда человек растет в семье, где родители были чрезмерно опекающими, слишком вовлеченными в жизнь ребенка или не заботились о его развитии. Например, такие родители могли подорвать уверенность ребенка и не способствовать его способности действовать самостоятельно или успешно действовать.

Во второй области имеется четыре неадаптивных схемы.

6. Зависимость/Некомпетентность

Схема зависимости /некомпетентности включает убеждение, что человек не способен формировать адекватные суждения, принимать решения и справляться с повседневными ситуациями самостоятельно. Люди с этой схемой чувствуют, что им нужно советоваться с другими, прежде чем действовать. Более того, им нужен кто-то, кто поможет им и скажет, что делать.

Люди, у которых есть эта схема, считают, что им нужны другие, чтобы выжить, и поэтому они сильно зависят от них. Следовательно, такие люди обычно ищут того, кто будет заботиться о них или делать все за них.

Иногда они не способны организовать свою жизнь и выполнять основные задачи без помощи лиц, осуществляющих уход.

Люди с такой схемой склонны избегать перемен и ответственности. Они не чувствуют, что у них есть индивидуальный голос и интуиция.

Обычно у ребенка формируется эта схема, когда родители — даже если у них были добрые намерения — принимали все решения или выполняли все задачи за него или нее. Следовательно, ребенок никогда не учится тому, как выносить суждения и развивать необходимые навыки для самостоятельного функционирования в мире.

7. Уязвимость к вреду или болезни

Люди, у которых есть схема уязвимости, живут в постоянном страхе, что с ними в любой момент может случиться что-то ужасное.

В частности, их тревога может быть связана с такими событиями, как болезнь или психическое расстройство, или становление жертвой преступления или экологической катастрофы. То есть, люди с этой схемой имеют преувеличенное восприятие вероятности того, что с ними произойдут такие ужасные вещи.

Эта схема также связана с восприятием того, что человек не в состоянии защитить себя от ожидаемых катастроф: он не сможет предотвратить плохие вещи, а когда катастрофа произойдет, он не сможет с ней справиться.

8. Запутанность / Неразвитое Я

 

Неразвитая схема Я обычно формируется, когда дети растут «слитыми» со своими родителями: родители слишком близки (эмоционально) к ребенку и слишком вовлечены во все, что он делает.

Люди, у которых есть эта схема, не имеют сильного и стабильного чувства того, кто они есть. Скорее, они чувствуют, что они не являются целостными без «запутанной фигуры» — это может быть друг, брат или сестра, родительская фигура или кто-то еще.

Люди с этой схемой настолько сильно связаны с «запутанной фигурой», что их мир как будто вращается вокруг этого человека. Обычно они много думают, говорят о «запутанной фигуре» и зависят от нее, и чувствуют себя виноватыми, когда не делают этого.

Такое запутывание часто приводит к недостаткам в социальном развитии человека, а также к сильному чувству пустоты.

9. Неудача

Люди с этой схемой чувствуют, что они терпят неудачу в жизни. Например, что они не такие умные, эффективные, квалифицированные или талантливые, как окружающие их люди.

Как правило, неудачи связаны с академической, спортивной или профессиональной успеваемостью.

Эти люди верят, что они будут продолжать терпеть неудачи в том, чего бы они ни хотели достичь. Поэтому, как своего рода самоисполняющееся пророчество, они часто занимаются самосаботажным поведением.

Однако некоторые люди, придерживающиеся этой схемы, могут попытаться приложить дополнительные усилия к своему образованию, работе или другим видам деятельности, чтобы преодолеть предполагаемый недостаток навыков, интеллекта или талантов.

Часто люди с этой схемой демонстрируют более низкие достижения (по сравнению со своими сверстниками). В некоторых случаях это происходит из-за отсутствия дисциплины, сосредоточенности или преданности. Хотя в других случаях схема неудач может отражать реальные недостатки, которые мешают человеку быть таким же успешным, как его сверстники.


Рекомендуем: Сверхспособности взрослых с надежной привязанностью

Домен III: Нарушенные пределы

Нарушенные границы — это третья из пяти схемных областей, характеризуемых доктором Джеффри Янгом . Она может быть связана с проблемами установления как личных, так и межличностных границ.

На личностном уровне люди со схемами из этой области обычно испытывают трудности с контролем своих импульсов, вовлечением в целенаправленное поведение, принятием ответственности и соблюдением правил.

На межличностном уровне эти взрослые могут игнорировать потребности и права других и, таким образом, иметь недостаточную способность к сотрудничеству в социальных контекстах.

Схемы из этой области обычно развиваются у детей, чьи родители не устанавливали достаточно ограничений. Например, они баловали ребенка, не давали ему достаточного руководства и не поощряли его к самодисциплине.

В третьей области имеются две неадаптивные схемы.

10. Право на что-либо / Грандиозность

Люди, у которых есть эта схема грандиозности, чувствуют себя выше других. И поэтому они склонны сосредотачиваться на своих сильных сторонах и преуменьшать свои недостатки.

Более того, они также считают себя особенными и игнорируют тот факт, что у них, как и у всех остальных, есть ограничения и слабости.

Такие люди не считают, что им нужно следовать правилам, которые применяются к другим.

Им нужно получать от жизни то, чего они хотят (независимо от того, реалистично и разумно ли это), и поэтому они склонны переступать через людей, которые встают у них на пути.

Доктор Янг различает три подтипа этой схемы:

  1. Хрупкое право → когда люди чрезмерно компенсируют схему неполноценности/эмоциональной депривации; связано с нарциссизмом
  2. Чистое право → не связано с другими схемами; родители обычно баловали ребенка
  3. Зависимое право → связано со схемой зависимости; человек считает, что другие обязаны заботиться о нем (потому что он особенный и превосходит других)

11. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина

Эта схема характеризуется нарушением эмоциональной толерантности и самодисциплины.

Люди с такой схемой кажутся импульсивными, ненадежными и неорганизованными. Обычно они не могут противостоять своим импульсам и терпеть дискомфорт.

Когда взрослым не хватает самоконтроля , они обычно сосредотачиваются на краткосрочном удовольствии и не задумываются о последствиях своих действий.

В результате они проявляют проблемы в различных областях своей жизни. Они могут хотеть изменить свое поведение, но часто чувствуют, что не могут его контролировать.

У детей обычно формируется эта схема, когда родители не устанавливают никаких ограничений или не поощряют их терпеть эмоциональный дискомфорт для достижения долгосрочных целей.


Домен IV: Направленность на других

Направленность на других — это четвертая область ранних неадаптивных схем в модели схематической терапии .

Обычно люди с такой схемой обычно вырастают, веря, что любовь условна. Они слишком зацикливаются на реакциях, мнениях и одобрении других.

Напротив, они не обращали особого внимания на свои собственные желания и наклонности. Такие люди думают, что другие будут любить и принимать их, если они удовлетворят потребности других и будут действовать так, как другие это одобрят. Поэтому они подавляют собственные эмоции и потребности.

В четвертой области имеются три неадаптивные схемы.

12. Подчинение

Схема подчинения включает убеждение, что эмоции, потребности, предпочтения и мнения человека не важны. Более того, если эмоции не подавляются, они вызовут отторжение или наказание.

Чувства и желания человека подавляются не из-за моральных ценностей или стандартов, а из-за страха, что произойдет что-то плохое, если их не подавить.

Взрослые с такой схемой обычно позволяют другим доминировать над собой и часто вступают в отношения с контролирующими партнерами.

Затем они чувствуют себя слабыми и бессильными. В некоторых случаях они могут стать мятежными, чтобы противостоять своим страхам и негативным убеждениям.

С другой стороны, эту схему не так уж и сложно исцелить.

13. Самопожертвование

Подобно схеме подчинения, схема самопожертвования связана с отказом от собственных потребностей и сосредоточением на нуждах других.

Однако эти две схемы сильно различаются.

Во-первых, люди, у которых действует схема подчинения, чувствуют себя бессильными и контролируемыми другими; они подавляют свои потребности, чтобы избежать ожидаемых негативных последствий.

Напротив, люди, придерживающиеся схемы самопожертвования, предпочитают ставить других и их потребности на первое место, потому что считают это правильным.

Даже если люди со схемой самопожертвования имеют добрые намерения (например, предотвратить боль других) и обладают высокой степенью эмпатии, они часто в конечном итоге испытывают стресс и истощение от того, что так много отдают другим.

Часто у них также есть схема эмоциональной депривации: они много заботятся о других, но мало получают взамен, поэтому их собственные потребности никогда не удовлетворяются в полной мере. Это также может привести к негативным чувствам по отношению к тем, ради кого они приносят жертвы.

14. Поиск одобрения/признания

Для людей с этой схемой чувство собственного достоинства основано на мнении, реакции и одобрении других. Эти взрослые считают, что если другие будут смотреть на них снизу вверх, они будут соответствовать и их будут ценить.

Следовательно, люди, у которых есть эта схема, делают огромный акцент на том, как они и их жизнь выглядят снаружи. Например, они фокусируются на деньгах, успехе, статусе, внешнем виде и имуществе.

Как правило, это отражение отношения родителей, чьи ценности основывались на том, что является социально желаемым, а не на том, что хорошо для них или их ребенка.

Люди с этой схемой, как правило, не имеют подлинного чувства себя – того, кто они есть и чего они на самом деле хотят в жизни. Более того, они не действуют в соответствии со своими собственными суждениями и наклонностями.

Однако их стремление к восхищению, одобрению и вниманию НЕ основано на:

  • страх, что выражение их истинного «я» будет иметь плохие последствия (как в случае со схемой подчинения )
  • желание помогать другим (как в схеме самопожертвования )
  • восприятие превосходства и желание контроля (как в схеме предоставления прав )
  • внутренние или личные стандарты (как в схеме неумолимых стандартов ).

Читайте также: Причины, по которым люди забывают

Домен V: Чрезмерная бдительность и торможение

Сверхбдительность и торможение — последняя из пяти неадаптивных схемных областей в модели схематической терапии доктора Янга.

Характерной чертой схем в этой области является акцент на строгих внутренних правилах и моральных ценностях, а также на минимизации чувств и эмоционального выражения, часто за счет собственного благополучия или межличностных отношений.

Люди, у которых развиваются такие схемы, обычно воспитывались в требовательных, строгих, карательных или перфекционистских семьях.

В этой области существует четыре неадаптивные схемы.

15. Негатив/Пессимизм

Люди со схемой Негатив/Пессимизм склонны смотреть на негативную сторону жизни. В частности, они фокусируются на боли, страданиях, неудачах и невзгодах жизни и преуменьшают ее позитивные аспекты.

Они живут в состоянии хронической тревоги и беспокойства, поскольку ожидают, что дела пойдут плохо.

Эти убеждения также сопровождаются ожиданием того, что ошибки будут иметь экстремальные последствия.

Поэтому люди с такой схемой испытывают стресс и много размышляют о будущем.

Когда дело доходит до будущего, они пессимистичны и часто нерешительны. Они могут даже казаться одержимыми в своих попытках предотвратить ошибки, чтобы избежать соответствующих катастроф.

С одной стороны, дети могут развить эту схему, копируя плохое отношение своих родителей. С другой стороны, негатив и пессимизм могут быть результатом трудностей и невзгод в раннем детстве.

16. Эмоциональное торможение

Люди, у которых есть схема эмоционального торможения , придают большое значение самоконтролю. Таким образом, эти взрослые обычно не действуют естественно, спонтанно или игриво.

Они подавляют выражение как положительных, так и отрицательных эмоций — гнева или агрессивности, уязвимости, сексуального желания , радости и т. д. Они также могут пытаться помешать другим проявлять сильные чувства.

Скорее, они кажутся строгими, бесчувственными или сдержанными. Общее убеждение заключается в том, что демонстрировать, говорить о своих эмоциях или действовать на их основе — это плохо .

Иногда восприятие важности самоконтроля может быть обусловлено культурными особенностями.

Однако схема эмоционального торможения чаще всего возникает, когда ребенка стыдят за естественное и игривое поведение или общение.

Чтобы избежать подобного неодобрения и позора в будущем, ребенок учится проявлять самообладание и в конечном итоге сдерживать свои эмоции.

17. Жесткие стандарты / Гиперкритичность

Люди, разработавшие эту схему, стремятся соответствовать экстремальным и жестким стандартам и правилам.

Однако они делают это не потому, что ищут внешнего подтверждения: они делают это для себя.

Схема жестких стандартов связана с перфекционизмом, (навязчивым) вниманием к деталям и высокой критикой по отношению к другим и к себе.

Взрослые, придерживающиеся этой схемы, могут стремиться к совершенству в различных областях своей жизни, таких как академические достижения, профессиональная деятельность, моральные взгляды и т. д.

Они также склонны быть слишком озабоченными производительностью и эффективностью и им трудно замедлиться.

В результате погони за совершенством они часто чувствуют себя истощенными, раздраженными или тревожными. Соблюдение собственных внутренних стандартов может вызвать сильное давление и нанести вред их благополучию, а также их отношениям.

Наконец, дети, у которых развивается эта схема, часто вырастают в семьях, где стандарты были установлены чрезвычайно высоко.

Например, эти стандарты могут быть связаны с производительностью, поведением, моральными или этическими принципами и т. д. Другая возможность заключается в том, что установление и стремление соответствовать жестким стандартам является способом справиться со схемой дефектности.

18. Карательность

Известно, что схема наказания передается из поколения в поколение.

Поэтому дети, у которых развивается это расстройство, обычно копируют убеждения и взгляды своих родителей.

Для него характерно твердое убеждение, что ошибки следует наказывать, а не прощать.

Взрослые, придерживающиеся этой схемы, часто нетерпимы и беспощадны как по отношению к другим, так и к себе.

Они также имеют строгие стандарты и не принимают человеческих ошибок. Кроме того, они обычно не принимают во внимание косвенные факторы, которые могли бы привести к ошибкам.

Эту схему можно объединить со схемами жестких стандартов и дефектности.

Во-первых, с неумолимыми стандартами человек наказывает себя за то, что не соответствует своим перфекционистским стандартам. Во-вторых, с дефектностью человек наказывает себя за то, что он дефектен/несовершенен.

Как исцелить неадаптивные схемы?

Подобно психоанализу, схема-терапия учитывает мысли и эмоции, которые скрываются под сознанием.

Однако, в отличие от психоанализа, схема-терапия делает огромный акцент на отношениях терапевта и пациента: терапевт активно удовлетворяет эмоциональные потребности пациента и способствует изменениям. Терапевтические отношения в схема-терапии также гораздо более тесные, чем в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) .

Несмотря на то, что схема-терапия использует многие подходы и методы когнитивно-поведенческой терапии, она делает это менее структурировано и больше опирается на эмоциональные техники.

По сравнению с КПТ, схема-терапия делает больший акцент на эмоциональных потребностях, привязанности , межличностных отношениях и развитии психологических проблем в раннем детстве и подростковом возрасте. Поэтому она лучше подходит для исцеления неадаптивных схем.