Обзор
Нарушение звуковой речи — распространенное нарушение развития, характеризующееся дефицитом звукопроизношения из-за проблем с моторикой или артикуляцией речи, а также дефицитом, связанным со знанием и использованием звуков и моделей речи.
Эти дефициты не являются результатом нарушения языка или других физиологических аномалий. Хотя расстройство связано с хорошими прогнозами и восприимчивостью к лечению, оно может вызывать функциональные последствия и часто связано с плохим приобретением грамотности и трудностями чтения, которые, вероятно, будут носить постоянный характер.
Эпидемиологические данные указывают на преобладание мужчин в распространенности расстройства звуков речи. Начало заболевания начинается в детстве, и симптомы могут наблюдаться из-за неспособности соответствовать этапам развития речи или неспособности сравниться с детьми того же возраста по уровню речевых способностей. Этиология расстройства неясна, но исследования выявили связь генетических, демографических и экологических факторов.
Лечение нарушений звуковой речи в значительной степени основано на формах логопедии, при этом основой лечения является фонологическое вмешательство.
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы нарушения звуковой речи могут включать:
- Трудности с четким произношением слов
- Говорить с шепелявостью
- Трудности с координацией движений рта для правильного произношения слов
Факторы риска
Эпидемиологические исследования выявили преобладание мужчин в распространенности расстройства речевых звуков. Симптомы наблюдаются по неспособности детей достигать этапов развития в отношении речи.
Речь обычно становится понятной к 4 годам, в то время как четкая артикуляция обычно появляется в возрасте 7-8 лет. Трудности с артикуляцией и продолжающееся использование незрелой фонологии считаются проблематичными после 8 лет.
Точная причина заболевания неизвестна, хотя предполагается наличие генетических, социально-демографических и экологических факторов.
Существует значительный генетический фактор, при этом семейный анамнез речевых или языковых расстройств связан с более высоким риском развития расстройства речи. Также высказывались предположения о связи между локусами риска расстройств чтения и расстройства речи. Перинатальные факторы также в значительной степени учитываются.
Задержки в раннем развитии языка также связаны с более поздним возникновением расстройства речевых звуков. Некоторые другие факторы развития также связаны с этиологией расстройства речевых звуков, включая использование пустышек, задержку в развитии моторных навыков, низкий вес при рождении и медицинские состояния.
Значительную роль играют также экологические и демографические факторы. Образование матери и социально-экономический статус обратно пропорциональны более высокому риску развития расстройства звуков речи. Кроме того, более низкий уровень владения языком, размер семьи, перенаселенность домов, отсутствие дошкольного образования, двуязычие и многоязычие также рассматривались в соответствии с развитием расстройства.
Диагноз
Диагностика расстройства звуков речи обычно проводится с помощью адекватных скрининговых инструментов и опросников. Клиническая история человека имеет большое значение для определения того, были ли достигнуты вехи развития вовремя, а также для оценки возможных прогностических факторов расстройства.
Различные меры оценки, процедуры компьютерного анализа, анализ образцов речи детей и оценка неносителей языка могут быть предприняты при попытке определения диагноза. Полный процесс может включать скрининг слуха, контекстное тестирование, наблюдение за классом и стандартизированные тесты.
В DSM-5 указаны следующие критерии диагностики расстройства звуков речи:
- Постоянные трудности с произношением звуков, которые мешают разборчивости речи или препятствуют вербальной передаче сообщений.
- Нарушение приводит к ограничениям в эффективной коммуникации, которые мешают социальному участию, успеваемости или профессиональной деятельности, как по отдельности, так и в любой комбинации.
- Симптомы проявляются на раннем этапе развития.
- Трудности не связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, расщелина неба, глухота или потеря слуха, черепно-мозговая травма или другие медицинские или неврологические состояния.
Уход
Лечение расстройства звуков речи обычно осуществляется с помощью той или иной формы логопедии. Одним из основных направлений вмешательства при расстройстве звуков речи является фонологическое вмешательство, которое включает в себя различные задания, такие как извлечение одного мира, которое включает наборы картинок, показываемых пациенту с определенными интервалами, с объектами, отображаемыми на них с различными интервалами.
Также могут проводиться фонологические измерения осведомленности, проверяющие способность пациентов различать различные звуки, а также идентифицировать слоги. Основное внимание может уделяться развитию фонематических навыков, обучению знанию букв и звуков, размышлениям над фонологическими задачами и общему языковому обучению.
Эффективность методов визуальной биологической обратной связи также была проверена, особенно в случае людей, которые не реагируют на вмешательство. Слуховая обратная связь часто дается для того, чтобы помочь людям изменить неточную речь.
Визуальная биологическая обратная связь позволяет визуально представить речевые модели индивидуума, с моделью правильных речевых моделей, отображаемой для сравнительного обзора. Такое представление правильной речи может способствовать исправлению речевых ошибок.
Специалист
Специалисты первичной медико-санитарной помощи могут проводить первоначальную оценку пробелов в развитии речи с помощью истории болезни и основных мер скрининга. Логопеды обычно участвуют в дальнейшей диагностике и лечении.